История керамической плитки исчисляется столетиями. Еще в Древнем Египте глазурованная, изготовленная вручную плитка и кирпич, использовались для отделки помещений и фасадов зданий. Плиткой отделывали дворцы фараонов и храмы богов.
Керамическая плитка в привычном нам виде появилась в Древнем Вавилоне еще в III веке до н. э. Вавилонская плитка была широко распространена, ее покрывали узорами и изображениями птиц, зверей, сценами из жизни людей.
В Древнем Риме была популярна терракотовая плитка (от итальянского terra cotta, что значит – обожженная земля).
Истинный расцвет производства и применения керамической плитки в Европе наступил в период Возрождения, в XIV – XVII веках, в первую очередь в Италии и Испании. И если испанцы особое внимание уделяли повышению прочности и долговечности плитки, то итальянцы делали упор на эстетические достоинства. В то время в Италии существовало несколько школ керамики, которые ревностно хранили свои секреты производства. В те времена была изобретена прозрачная глазурь, широко была распространена майолика (керамическая плитка с цветным пористым черепком и росписью по глазури). Именно в Италии впервые стали использовать искусственные красители, которые придавали глазури невиданные доселе оттенки. Здесь же были усовершенствованы и технологии производства керамики, стала производится плитка с вставками из драгоценных камней и цветного стекла.
Промышленное производство керамической плитки в Европе началось в XVIII веке и окончательно расцвело в XIX. В тот же период в Германии началось производство знаменитой на весь мир и очень популярной метлахской плитки (штучный материал, в первую очередь для настила полов, из обожженной прессованной глины с окрашенным верхним слоем).
В России из всех видов керамики наибольшую популярность и распространение получили изразцы. От классической керамической плитки изразец отличается тем, что на задней стороне имеет вид коробки – так называемую румпу, для крепления на вертикальные и горизонтальные поверхности. Были известны терракотовые изразцы, изразцы с рельефным рисунком, и, конечно изразцы, покрытые глазурью с белым фоном и сине-голубым рисунком – те самые голландские изразцы, которые популяризовал в России Петр I. Голландскими (и стилизованными под голландские) изразцами отделывали внутренние помещения, в первую очередь камины и печи.
Именно при Петре I в России началось массовое производство керамической плитки, русские мастера не только пользовались мировым опытом и наработками иностранных школ, но и изобретали свои техники производства и украшения кафеля. Широко известен вклад Михаила Ломоносова в развитии производства стеклянной и керамической мозаики. С помощью разработанных Ломоносовым техник и организованного им производства в России создавались известные во всем мире мозаичные панно, в наши дни выставленные в крупнейших музеях.
В советские времена керамическая плитка широко использовалась для отделки жилых и общественных помещений, но из-за невысокого качества и унылого дизайна, керамическая плитка того периода не могла по настоящему украсить интерьер. Плитка применялась только для отделки ванных и туалетов, реже – кухонных фартуков, об отделке жилых комнат не было и речи. Сейчас – совсем другое время, с появлением на рынке большого разнообразия керамики, в первую очередь, керамической плитки итальянских фабрик, возможности оформления помещений стали поистине безграничными. Теперь наличие керамической плитки в интерьере говорит не только о практической сметке хозяев, но и об их несомненном вкусе и достатке.